Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка

Одну из главных установок художественного сознания XIX века сформулировал Ф.М. Достоевский: искусство призвано «мысль разрешить», «взывать к идеалу», «поддерживать в обществе высшую жизнь и будить души…». Он опасался убаюкивания людей сладкими мелодиями салонной живописи, полагая, что от искусства требуется «нравственная встряска». Именно к такому воздействию на зрителя стремились и передвижники, стараясь эмоционально завладеть публикой.

Писателя единодушно признавали современным пророком и голосом общественной совести. Его единственный прижизненный портрет работы В. Г. Перова занимает одно из первых мест в отечественной портретописи по глубине проникновения во внутренний мир и психологию модели.

Представители либеральной интеллигенции надеялись на преобразование окружающей жизни на рациональных началах социальной справедливости. Художники же опирались скорее на непрерывную христианскую традицию, в которой было воспитано общество, нежели на позитивистские и материалистические идеи. Д. С. Мережковский назвал XIX век «эпохой крайнего отрицания и материализма» и одновременно эпохой высоких «религиозных идеалов», таким образом отметив особое свойство художественного мировоззрения второй половины XIX столетия.

Передвижники выставка Третьяковка

Постоянно присутствующая в искусстве того времени духовно-нравственная доминанта и философская проблематика стали важными составляющими эстетического содержания. О своей потребности выразить высший идеал писали Крамской, Перов, Ле, Левитан, Васнецов, Нестеров и другие, находясь в поиске наиболее адекватных пластических приемов в выражении мира невидимого. Для художников главной ценностью выступала человеческая личность, ее душевные движения, «око духовное», лицо или лик, выражающие «истинную жизнь ума и сердца». Они экспериментировали, использовали различные приемы прямой, диагональной, двойной перспективы, сознательно искажая жизненные реалии, нарушая действительные пространственные взаимосвязи и меру реального ради выражения глубины и емкости художественной идеи. Все это нисколько не отменяло культа достоверности — работы с натурой и фотографиями, следования историческим источникам, опоры на факт, изучения физиогномики и психологии человека.

Выбор актуального сюжета и обретение авторской интонации — одна из сложнейших задач живописи этой поры. Русскому художнику XIX века важно было «попасть в такт времени» (Репин), «не упустить минуты» (Ге), найти такой мотив, который позволял сразу выявить несколько содержательных пластов. Обращение к евангельской проблематике для постановки серьезных вопросов жизни, трансформации иконографических схем классического искусства, приближение исторических событий через создание аналогии с современностью, рождение ассоциаций с христианской образностью в бытовом сюжете. Пластические эксперименты передвижников не всегда воспринимались современниками положительно, порой они вызывали жесткую критику, доставляя немало огорчений авторам. Однако задача будить совесть и душу зрителя оставалась наипервейшей для целого ряда художников-передвижников.

Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка


Передвижнический портрет представляет прежде всего портреты творческой интеллигенции, чиновников, предпринимателей и фабрикантов, но также и портреты представителей великосветской знати и императорской семьи.

Лучшие портреты русского искусства написаны «главнейшими» портретистами В. Г. Перовым, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным, Н. Я. Ярошенко, В. А. Серовым с «главнейших» представителей эпохи. При счастливом стечении обстоятельств модель и художник находили друг друга, рождая портрет, который сразу становился репрезентацией исторической личности, определявшей «лицо» русской нации: И. С. Тургенева, М.П. Мусоргского, В. С. Соловьева, П. И. Чайковского, В. В. Стасова и многих других. Их жизни одухотворяли идеи служения обществу, они жаждали правды, не скрывали своих внутренних переживаний, которые в конечном итоге оказывались «драмой сердца» целой эпохи, болеющей общей болью. Парадоксальным образом личная драма каждой модели становится понятной и близкой современникам, находя отзвук понимания и сочувствия у зрителя.

Глубинные корни русского искусства Нового времени, по-видимому, лежали в средневековом искусстве, в котором доминировал Лик, Первообраз. Человек брался крупным планом, лицо оказывалось в фокусе изображения, тем самым подчеркивалась его значительность. Начиная с 1880-х в искусство проникают новые тенденции, появляется интерес к пленэризму и импрессионистской манере: портрет на фоне пейзажа становится популярным. Его отличает свежесть натурного восприятия, одухотворяющая поэтичность в передаче облика и модели.

Портреты-типы, однофигурные композиции представителей народа — крестьян, служилых, духовных лиц, мещан, рабочего люда — занимают промежуточное положение между портретом и бытовым жанром. Современники относили их к разряду жанровых полотен, однако сегодня для нас они несомненно относятся к портретам. Художников покоряют или настораживают личностные качества простых людей, с которыми они встречаются в жизни. В основе неизменно лежали натурные наблюдения и интерес к сложным психологическим характеристикам. 

Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка

Во второй половине XIX века эмоционально нейтральный взгляд художников на мир детства уступил место пристальному вниманию к личности ребенка, сложным объёмным интерпретациям образа и психологическим характеристикам. Открывая феномен детской индивидуальности, наделенной полнотой жизни и внутренним смыслом, художники невольно объединяли бытовой и портретной жанры.

Разрабатывая «детскую тему», многие передвижники увидели в ребёнке личность, обладающую независимым сознанием, духовными и душевными потребностями. Во многом это произошло благодаря трудам К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, В. И. Водовозова, С. А. Рачинского, Н. Ф. Фёдорова, посвящённым развитию отечественной педагогической науки. Она развернулась к гуманизации отношения учителей к ученикам и расширению возможности образования, которое теперь стало доступно не только детям из привилегированных слоёв общества, но и из других самых разных социальных групп. Открытие сельских школ дало возможность учиться и крестьянским детям.

Социальный акцент на тяжёлой жизни детей из бедных семей будет подхвачен лишь некоторыми передвижниками (В.Е. Маковский, И.М. Прянишников). Большинство мастеров создавали живописные работы самого широкого сюжетного и эмоционального спектра. Однако у передвижников почти не встречаются детские образы с сентиментальным налётом умиления и приукрашенного чадолюбия. Их волнуют реальные персонажи, наполненные впечатляющей жизненностью, что всегда было важной составляющей творческого метода передвижников. При этом в их живописных произведениях вырабатывается определённый художественный архетип детского образа, который совмещает в себе социальную достоверность, внутреннюю содержательность и выраженную индивидуальность.

Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка

С началом реформ Александра II, с конца 1850-х, в русском обществе активизировались дискуссии о положении женщин в семье и обществе. Споры о предоставлении равных возможностей обоим полам, о необходимости развития женского образования, как вводится, разделили общество на противоборствующие партии. Консерваторы настаивали на сохранении традиционных взглядов и нравственного идеала жены и матери, либералы продвигали идеи эмансипации, напоминая, что в истории России всегда были сильные женщины — общественные деятели, учёные и, наконец, бесстрашные сёстры милосердия.

Результатом дискуссий в 1870-е стало обучение девочек в гимназиях, выпускницы которых могли работать учителями и гувернантками. Тогда же открылись высшие женские курсы, приравненные к университетскому образованию: курсы В. И. Герье в Москве, Высшие (Бестужевские) женские курсы в Петербурге.

Инициаторами женского движения в сфере образования и благотворительности были М.В. Трубникова, А. П. Философова и Н. В. Стасова. Первыми женщинами-учёными стали доктор права А. М. Евреинова, доктор медицины Н. П. Суслова, профессор математики С. В. Ковалевская.

В обществе в эти годы появилось понятие «эмансипэ», или «нигилистки». Оно обозначало женщин, вставших на путь эпатажа, бросающих вызов общественному мнению, открыто выступавших против патриархальных нравов.

Тем временем в сфере изящных искусств реализоваться женщинам было по-прежнему крайне трудно. Немногие женщины-художницы происходили обычно из обеспеченных семей, художественное образование они получали в рамках домашнего воспитания, а также могли посещать в качестве вольнослушательниц Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге или Училище живописи, валяния и зодчества в Москве. Некоторые из них продолжали своё обучение за границей, развивая по преимуществу детскую тему и жанр пейзажа

«Женский вопрос» в живописи 1870-1890-х был отражён главным образом в темах бедственного положения женщин и их бесправия. В картинах этой поры героини представлены в основном смиренными, униженными, обманутыми.

В 1880-е ситуация начала меняться. В творчестве Н. А. Ярошенко явилась «Курсистка» (1883) с «книжками под мышкой» — первое изображение учащиеся женщины. А в его картине «На качелях» (1888) звучит еще одна важная проблема: юридическое право женщин на брак по любви.

В целом, если в общественно-политической жизни единичные представительницы женского движения (Софья Перовская, Вера Засулич и другие) выступали ярко и даже радикально-революционно, то «женский вопрос» в жанровой живописи 1870-1880-х отражает более умеренные взгляды. Искусство этого времени не создало протестных картин или персонажей, но, безусловно, привлекло общественное внимание к острой и волнующей социальной проблеме — «женскому вопросу».

Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка

Деятельность пейзажистов — членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) — явилась завершающим и, можно сказать, высшим этапом на пути формирования национальной школы жанра. «Простота, правда и незатейливость содержания при удивительно выработанной технике — вот достоинства нового пейзажа», — писал один из обозревателей 1-й передвижной выставки, где пейзажи составляли половину от общего числа произведений. Уже состоявшиеся к тому времени мастера, в том числе такие выдающиеся как Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Михаил Клодт, став передвижниками, во многом определили основные тематические и стилистические векторы развития пейзажной живописи в целом вплоть до начала XX века.

На передвижных выставках сельские виды неизменно доминировали над городскими. При этом важнейшими для передвижников стали мотивы, ещё совсем недавно считавшиеся в академическом искусстве не привлекательными из-за своей монотонности и обыденности, а теперь воплощавшие образы, близкие и понятные каждому. Главной пространственной их особенностью стала кажущаяся почти беспредельной широта перспективы. Равнины с уводящими за горизонт дорогами и спокойно текущими реками, бескрайние лесные просторы с возвышающимися колокольнями церквей, заповедные чащи — не только изображения хорошо знакомой природной среды, но проникновенное, духовное её постижение позволило передвижникам придать пейзажной живописи подлинно национальное содержание.

Смысловая поэтичность и одновременно почти естественнонаучная объективность в передаче природных форм и явлений определили разнообразие направлений творческих поисков членов Товарищества. От тональной световоздушности живописи Алексея Саврасова и Алексея Боголюбова они ведут к красочным экспериментам Архипа Куинджи, к импрессионистическим достижениям Василия Поленова и Исаака Левитана. Движение это было закономерным благодаря развитию пленерных методов работы и возросшей роли этюдной практики, породивших новые приёмы письма и колористической выразительности. Стремясь к естественности и правдивости, признанным отныне главными достоинствами произведений, передвижники создали наиболее достоверный и вместе с тем обобщённый образ русской природы отразивший глубокую связь художников с родной землей.

Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка

Рамы-оправы — как отдельный вид искусства…

Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка
Передвижники выставка Третьяковка

Подготовлено на основе материалов выставки

Фото Ольга Дунаева

Блог

Передвижники. Фотограф в Москве Ольга Дунаева

В гостях у фотографа Павла Кривцова

Бывают такие встречи, после которых остается ощущение, что твою душу елеем помазали. Это благостное состояние...
Передвижники. Фотограф в Москве Ольга Дунаева

Открытие моей фотовыставки

Передвижники. Фотограф в Москве Ольга Дунаева

Адепты красного Малявин & Архипов

С 20.09.2024 по 16.02.2025 в Третьяковской галерее проходит выставка произведений двух выдающихся представителей...